ОБ ИССЛЕДОВАНИЯХ РЫНКА ЭКСКАВАТОРОВ РОССИИ (ЧАСТЬ 3)
15 августа 2011Как было показано ранее, при исследовании структуры рынка, зачастую можно воспользоваться информацией из различных источников – это может быть как информация об импорте, так и информация об отгрузке экскаваторов. Для более чёткого понимания структуры российского рынка экскаваторов и аргументации предыдущих тезисов покажем на следующей диаграмме веса колёсных и гусеничных экскаваторов в структуре импорта экскаваторов в Россию. Необходимо заметить, что к колёсным экскаваторам мы не относим тракторы с навесным оборудованием, поскольку это совсем другой потребительский сегмент и объём ковша, как правило, у таких машин не превышает в среднем 0,3 м3. Анализ идёт только в группах “Экскаваторы гидравлические на пневмоходу” и “Экскаваторы гидравлические гусеничные”. Покажем графически качественную и количественную структуру рынка.
На следующих диаграммах представлена структура каждой из групп – колёсных и гусеничных экскаваторов, структура новых и б/у экскаваторов.
На следующей диаграмме приведена структура отгрузки экскаваторов по массе за аналогичный период, где чётко видно, что миниэкскаваторы в реализации занимают меньшую долю, нежели это отражено в импорте.
Структура импорта и структура отгрузки экскаваторов на гусеничном ходу потребителям практически повторяют друг друга. Видно, что основная масса (практически половина) потребляемых экскаваторов – это машины массой 23 – 35 тонн с объёмом ковша 1 – 1,5 м3. А с учётом того, что продажа гусеничных экскаваторов в России это более 90% импортных машин, то можно себе представить уровень конкуренции среди дилеров иностранных производителей и российских заводов. К тому же только в сегменте гусеничных экскаваторов (массой от 18 т) большая часть импорта – это новые экскаваторы – 88%, в других же сегментах данный показатель существенно ниже. Указания на структуру производителей в импорте и продажах на рынке конкретных марок экскаваторов здесь не приводится намеренно с целью соблюдения негласных законов этики, хотя данная информация является одной из самых важных с точки зрения маркетинга. Динамика рыночных показателей на примере ёмкости рынка была показана ранее, поэтому на вопросе рассмотрения методики останавливаться не будем.
Обобщая, заметим, что в начале любого исследования необходимо определить чётко – какой именно продукт подвергается исследованию – не может быть просто экскаватора, как в случае с “просто” картошкой из фильма “Девчата”. Должен быть конкретный продукт. Необходимо определиться с информацией для анализа – она должна отвечать всем свойствам информации – быть актуальной, полной, достоверной и релевантной. В противном случае, как это часто бывает, результаты исследования будут отсутствовать несмотря на видимое их наличие. Необходимо определить верную и оптимальную методику для решения поставленной задачи и в итоге – грамотно представить результаты. Наиболее понятный вид представления информации – не таблицы, а графики, поэтому вместо ненужных слов лучше вместить больше графической информации. Её восприятие более лёгкое.
Данный обзор не ставит перед собой цель показать качественное исследование рынка экскаваторов, поскольку маркетинговый анализ деталей и использование различных методик является зачастую коммерческой тайной предприятий. Цель обзора – пояснить и графически проиллюстрировать, что использование грубых методов анализа рынка без соблюдения элементарных теоретических законов маркетингового анализа приводит к ложным выводам и вводит в заблуждение читателей относительно ситуации на рынке и расстановке сил в различных сегментах.