Всё для фронта, всё для победы
Наступил 1941 год. С первых дней войны производство торфяных машин было прекращено. Изменилась программа завода. Резко увеличился выпуск бензозаправщиков. Механический цех стал делать для знаменитой "катюши" деталь №25.
В начале 1942 года завод получает дополнительное задание на изготовление металлических деталей к парашютам.
В 1944 году по заданию Министерства электростанций завод снова возобновил выпуск мирной продукции – торфяных машин. В эти годы "Ивторфмаш" выпускает большую партию лемехов и отвалов для сельхозмашин.
В мирные дни
За время войны было закончено строительство литейного цеха. Это позволило освободиться от зависимости в поставках литья, постоянная нехватка которого так часто сдерживала заводские планы. В 1945 году были получены первые чугунные отливки.
C 1946 года страна приступила к решению задач, поставленных послевоенной пятилеткой. Стране нужно было больше перегрузочных кранов ПК-2.
За девять месяцев 1947 года выполнили три с половиной годовых нормы.
Рационализация производства шла полным ходом. Она была пронизана стремлением быстрее наладить серийный выпуск нового для завода экскаватора ТЭ-2. Опытные образцы были выпущены в 1947 году. В 1948 году их выпускалось 35, а в 1949 – 76.
Экскаватор был освоен в очень короткие сроки. Этому помогла унификация его гусеничного хода и платформы с краном ПК-2. Спрос на машину рос быстро, так как её можно было применять круглый год не только для торфоразработок, но и на стройках гидроэлектростанций.
В механосборочном цехе смонтировали установку токов высокой частоты для термической обработки деталей.
В 1948 завод получил новый трёхтонный молот.
Набирал мощность литейный цех. В 1948 году выплавка составила 300 тонн. С установкой и пуском в 1949 году полуторатонной стальной печи выпуск годового литья вырос более чем вдвое.
1950 год вышел в серию ТЭМП.
Создана новая машина ЭСЛ-4.
Другой машиной пятилетки стала УПФ-2 – уборочно-перевалочная машина фрезерного торфа.
Выпущена пневмоуборочная машина ПУМ-2.